В настоящее время в Архангельской области объем сплавляемой по воде древесины составляет чуть больше 1 млн. кубометров, тогда как в советское время по рекам области сплавлялось около 14 млн. кубов леса, об этом говорили на заседании коллегии департамента лесного комплекса, прошедшем в Архангельске 9 июля, сообщает пресс-служба администрации области.
Сплав древесины по воде, как способ перевозки, продолжает оставаться наиболее дешёвым и позволяющим осваивать труднодоступные лесные массивы. Например, для транспортировки двухсот тысяч кубометров леса от Верхней Тоймы до Архангельска достаточно одного буксира мощностью 300 л. с. Для перевозке же такого объёма древесины по автомобильной дороге потребовалось бы 600 - 700 автомобилей марки КАМАЗ. Транспортировка древесины автомобильным транспортом в Архангельской области становится экономически невыгодной. Некоторые специалисты даже полагают, что огромные расстояния при вывозке (300—400 км и более) являются главной причиной упадка лесной отрасли. К тому же построенные в 70—80 гг. прошлого столетия дороги общего пользования не рассчитаны на современные нагрузки и быстро разрушаются.
По информации «Архангельскавтодора», для нормативного содержания автодорог региону ежегодно требуется около 14 млрд. рублей. Таких средств, даже с учётом федеральных дотаций, область не имеет. А ведь необходимо думать и о строительстве лесовозных дорог.
Поэтому в регионе необходимо развивать сплав леса по рекам. Это, в свою очередь, потребует значительных финансовых вложений на дноуглубительные работы, разработку проектов буксировки по малым рекам, обучение специальностям по программе формирования плотов, но такие затраты достаточно быстро окупятся. Научные расчёты показывают, что уже сегодня вполне реально перевозить судами и сплавлять в плотах ежегодно около 4 млн. кубометров леса.