В аэропорту «Талаги» состоялся тожественный митинг, посвященный 120-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора Сергея Ильюшина. Он был организован областным Центром патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи при поддержке мэрии Архангельска и территориального управления Росавиации.
Среди тех, кто в этот апрельский день собрался у серебристо-красного Ил-14, установленного в главном аэропорту Архангельска, немало тех, кто летал именно на таких самолетах.
Для них, летчиков-ветеранов, этот день стало своего рода «днём рождения» всех самолетов, на которых им довелось подниматься в небо. 120 лет назад, весной 1894 года родился «отец» этих легендарных машин – выдающийся авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин.
Самолеты, ставшие символом времени
Заслуженные пилоты, выступившие перед собравшимися, вспоминали о том, как они начинали свою летную карьеру. В 50-60 годах XX века большинство авиарейсов из Архангельска выполнялось на воздушных судах, созданных в конструкторском бюро Ильюшина – Ил-14 и Ил-18.
Сергей Владимирович Ильюшин (18 (30) марта 1894 – 9 февраля 1977 года) – выдающийся советский авиаконструктор. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник-инженер (1957), академик АН СССР (1968). О судьбе Ил-14 № 41835, который установлен в качестве памятника в аэропорту «Талаги», рассказал руководитель Архангельского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Кочуров.
Этот самолет трудился в небе рекордные 32 года. Девять лет провел в ледовой разведке, сопровождая суда и самолеты в Арктике, исследуя погодные условия и ледовую обстановку на Северном морском пути.
Несмотря на выдающуюся надежность этих самолетов, в 1989 году Ил-14 списали. Спустя шесть лет машину установили на постамент в аэропорту «Талаги», откуда он не одну сотню раз поднимался в небо.
ИЛ – образец надежности
Ветеран Аэрофлота Валерий Гладких, летавший именно на таких машинах, рассказал о трудностях, сопровождавших пилотов полярной авиации в их непростой работе.
Например, очень долго на самолетах ледовой разведки продолжала применяться «морзянка», так как голосовая радиосвязь не работала в сложных и переменчивых условиях высоких широт. Не раз выручала лётчиков и ставшая легендарной надежность ильюшинских машин.
Рассказывая о работе на самолетах Ильюшина, Валерий Константинович отметил:
«Сергей Ильюшин для нас, летчиков, был особенно близок, потому что сам начинал свою карьеру летчиком. Конструируя самолеты, он всегда понимал, что нужно пилоту от его машины. Самолеты КБ Ильюшина бы известны во всем мире – от легендарного штурмовика Ил-2 до главного символа Аэрофлота 70-х, лайнера Ил-62».
— Очень здорово, что память о выдающемся конструкторе поддерживается и у молодого поколения. Сегодня наш авиапром, как и вся наша страна, начинает вновь завоевывать свои позиции. Уверен, что мы еще полетаем на самолетах, построенных в России! – сказал Валерий Гладких.
Митинг завершился возложением цветов к самолету-памятнику.
ГАУ АО «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи»