На днях официальный портал Правительства Архангельской области опубликовал победную реляцию: «готовность области к зиме на сегодняшний день характеризуется следующими показателями:
- готовность жилищного фонда – 100 процентов;
- тепловых сетей – 99,4 процента;
- водопроводных сетей – 99 процентов;
- электросетей – 91 процент».
С одной стороны – удивляться нечему, как, собственно говоря, и гордиться нечем: входить в зиму со 100-процентной готовностью любой уважающий себя регион не только должен, но обязан. С другой стороны, все эти цифры, близкие к 100 процентам, могут оказаться лишь пропагандистской «уткой». Кто ж проверит? Вот, например, прошлой осенью областное Министерство ТЭК и ЖКХ тоже с гордостью заявляло о готовности к ОЗП. На поверку же оказалось, что в ряде районов организации – эксплуатанты объектов малой энергетики – находятся фактически на грани банкротства. Как и прогнозировали энергетики, эти предприятия не дожили даже до весны. Одни сгинули добровольно; других объявил банкротами Арбитражный суд. Никто из них свои многомиллионые долги на розничный рынок электроэнергии так и не вернул.
В этом году ситуация до боли схожа с прошлогодней.
«На начало октября 2015 года задолженность сектора ЖКХ за электроэнергию составляет 777,0 млн.рублей, - сообщила нашему корреспонденту Елена Гамиловская, и.о. начальника Управления по работе с потребителямиОАО «Архэнергосбыт» - Этот показатель демонстрирует тенденцию к постоянному росту. Если к моменту завершения отопительного сезона 2014 года долг был равен 439,0 миллионам рублей, то после окончания ОЗП текущего года сумма составила 687,0 миллиона рублей. К началу отопительного периода 2015-2016 года, задолженность коммунальщиков увеличилась еще на 29миллионов рублей, хотя, казалось бы, в межотопительный период, в период минимального энергопотребления предприятия ЖКХ должны были снизить задолженность, накопленную в отопительном сезоне».
О какой готовности сетей в 99 процентов в такой ситуации можно говорить?! Надо полагать, что и в столице наглая ложь региональных чиновников от ЖКХ вызывает нарастающее раздражение. Государственная Дума, например, намерена за нарушение правил оценки готовности к отопительному периоду установить персональную ответственность. Соответствующий законопроект внесен депутатами Александром Сидякиным и Павлом Качкаевым.
Пока за фальсификацию оценок готовности к отопительному периоду предлагается установить лишь административную ответственность. В частности, за предоставление недостоверной информации при проведении проверки готовности к отопительному периоду лицами, подлежащими такой проверке, планируется выносить должностным лицам предупреждение или налагать на них штраф в размере 30-50 тыс. руб., а ИП и юридических лиц штрафовать на 50-100 тыс. руб. и 50-500 тыс. руб. соответственно. Аналогичные санкции предусмотрены за нарушение правил оценки готовности к отопительному периоду лицами, подлежащими проверке готовности к отопительному периоду.
Указанную норму депутаты предполагают применять за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.11 КоАП РФ (нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки), ст. 9.17 КоАП РФ (нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива) и ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений или информации).
«К сожалению, в нашем регионе при оценке готовности муниципальных образований и предприятий ЖКХ к отопительному периоду не учитывается реальное финансово-экономическое состояние предприятий ЖКХ и их способность погасить долг, накопленный до ОЗП перед ресурсоснабжающими организациями. В результате предприятия ЖКХ, находящие фактически в стадии банкротства, входят в отопительный сезон (конкретный пример: ООО «Обком» и МУП «Плесецк-ресурс» в Плесецком районе), - отмечает Сергей Курочкин, заместитель Управляющего ОАО «Архэнергосбыт» по покупке и сбыту энергии. - О какой готовности к ОЗП и о надежности его прохождения можно говорить в данной ситуации? Мы обсудили законотворческую инициативу депутатов Сидякина и Качкаева с коллегами из энергосбытовых компаний Вологодской области, Нижнего Тагила и Республики Хакасия. И мы единодушны во мнении: это позволит создать такую схему подготовки к отопительному периоду, при которой каждый из ее участников (по крайней мере, в регионах сбытовой деятельности компаний холдинга ЗАО «Межрегионсоюзэнерго») будет иметь четко определенный объем полномочий и обязанностей, а их исполнение будет обеспечено конкретной ответственностью. Мы считаем, что следующим шагом депутатов должно стать расширение критериев «Правил оценки готовности к отопительному периоду». Этот документ увидел свет в апреле 2013 года и с тех пор более не перерабатывался. За два года многое изменилось. Норма об отсутствии задолженности за электроэнергию должна стать для предприятий ЖКХ императивной, а у органов государственной исполнительной власти должны появиться полномочия в части жесткого контроля за исполнением органами местного самоуправления этой нормы».
***
Напомним, что депутат Александр Сидякин уже пробовал ранее инициировать аналогичный законопроект. Документ был отозван по политическим причинам. Но сегодня для отклонения законопроекта объективных причин нет.
(ИА «Эхо Севера»)