Мерчандайзинг (мерчендайзинг)происходит от англ. merchandising и представляет собой часть процесса маркетинга и определяет методику успешности продажи товара в магазине.
Мерчандайзинг- есть методика подготовки к продаже товаров и мет продажи товаров в торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре. Мерчандайзинг - комплекс производимых в торговом зале мероприятий, направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. Мерчандайзинг опирается на правила представления товаров в торговой сети, выведенных из наблюдений за наиболее типичным поведением покупателей.
Мерчандайзингопределяет: способы выкладки товаров; - набор продаваемых товаров; - расстановка оборудования по залу; - раскладку товара на полках; - подготовку торгового помещения (геометрия зала, окраска стен, освещение, темепература); - снабжение мест продажи рекламными материалами; - информационное обеспечение торгового зала (звуковую атмосфера торгового зала, видео презентации) - организация торговых залов, включая применение оборудования (холодильные установки, паллетная выкладка, стеллажи, витрины и т. д.); - цены продажи.
Задача мерчандайзинга— размещать, поддерживать, контролировать и обновлять продукцию, ее выкладку и рекламу, ее сопровождающую. Основные функции мерчандайзинга: - представление продукции наилучшим образом; - обеспечение доступности продукции для потребителей; - полнота обеспечения продукцие торгового предприятия; - планирование площади торгового зала; - привлечение внимания к продукту и выделение продукта среди аналогичных групп товаров конкурентов; - грамотное использованиеи полочного пространства;
Инструменты мерчендайзинга: - Обеспечение наличия ассортимента; - Контроль и удержание полок, фейсинг, "золотые полки"; - Выкладка продукции в торговых точках по стандартам компании; - Размещение P.O.S. - материалов; - Размещение дополнительного торгового оборудования;
В общем и целом, мерчандайзинг - наука о правильной продаже, понятие мерчандайзинга применимо к организации правильных и системных продаж вообще, будь-то оптовые продажи, продажи услуг, продажи через интернет. Мерчандайзинг, как методика возникла по причине стремления выделить свой товар на фоне конкурентов, нехватки квалифицированных специалистов (продавцов и маркетологов) для осуществления такой задачи.