Согласно вступившим в силу в марте этого года поправкам к законодательству об «иностранных агентах», лишиться такого статуса организация может, если год не занималась политической деятельностью и не получала зарубежное финансирование. Как утверждали в Минюсте, организация была задействована в разработке поправок к закону «О некоммерческих организациях», активно сотрудничала с «Открытым правительством», а также получала деньги от американского благотворительного фонда Чарльза Стюарта Мота. По официальной версии Минюста, именно выводы, сделанные по итогам этой ревизии, а не пожелания третьих лиц, послужили причиной включения Центра в реестр.
Концепция закона «об иностранных агентах» по сути не исходит из принципа верховенства права. При этом большинство организаций, защищая интересы граждан России, никогда даже и не думали заниматься политикой.
Подав заявки на исключение из «черного списка» в Минюст, обе организации, как это предусмотрено законом, подверглись 20-дневным внеплановым проверкам.
Однако следовать примеру центра «Грани» другие НКО попавшие в реестр иностранных агентов, не торопятся. Раньше они зачислялись в реестр Минюста на основании судебных решений, затем ведомство получило возможность делать это во внесудебном порядке на основании представления прокуратуры. Наличие иностранного финансирования не обнаружили Сбербанк (там у НКО открыт счет) и Росфинмониторинг. При этом в министерстве не стали уточнять, означает ли это, что НКО смогут покинуть реестр иностранных агентов. По его словам, Костромской центр общественных инициатив и ГРАНИ должны стать первыми НКО, которым удастся освободиться от статуса «иноагента».
Заметим, что после того, как закон дал право Минюсту присваивать НКО статус «иностранного агента» собственным решением, в реестр уже внесены более 50 организаций. Он располагается в Воронеже и основную часть своих программ выполняет в Центральной России, расширяя зону своей деятельности в последние годы и на другие регионы России, а также страны СНГ.
По ее мнению, в первую очередь чиновники намерены добиться от организаций отказа от зарубежных средств, но для многих НКО это единственный источник финансирования. Ее организация существует на зарубежные средства.