Уже более ста лет архангельские евреи хотят построить в областном центре синагогу. И вот эта мечта нескольких поколений архангелогородцев, исповедующих иудаизм, готова осуществиться – многометровая звезда Давида прочно вошла в землю столицы Поморья на исходе улицы имени Аркадия Гайдара.
Наблюдатели отмечают, что вряд ли стоит ожидать окончания строительства синагоги прежде, чем будет достроен кафедральный собор (заявленная дата для православного собора на площади Профсоюзов – декабрь 2016 года). Есть и другая – «неполитическая» версия: у строителей синагоги ещё в середине прошлого года появились финансовые затруднения.
Подтвердить или опровергнуть причину «долгостроя», скорее всего, может Анатолий Семёнович Обермейстер. В любом случае, остов синагоги уже стал частью городского ландшафта – осталось наполнить жизнь общины реальным содержанием.
А тут есть известные трудности: как и все религиозные общины консервативного толка, архангельская еврейская община испытывает явный дефицит молодых членов. Многолюдно бывает только по большим праздникам – Песах, Рош Ха-Шана, Йом-Киппур – когда собирается основная возрастная часть еврейской общины, которая в обычное время остаётся нерелигиозной.
Каков будет акцент визита генконсула Михаэля Лотема – узнаем совсем скоро.
В качестве справки об истории евреев в Архангельске рекомендуем исследование Владимира Бовыкина, прозвучавшее на семинаре «Духовное и этническое пространство Севера России».
Цитата: «Что касается Архангельска, то купцы и ремесленники иудейского вероисповедания жили здесь уже в XVII и XVIII вв., но наиболее частые упоминания в источниках появляются с 1828 г. Своим появлением в Архангельске евреи «обязаны» в первую очередь Николаю I. Он с легкостью решил насущный государственный вопрос: Что же делать с этим народом? Ответом стал Указ 1827 года «О обращении евреев к отправлению рекрутской повинности». Таким образом, в Архангельских батальонах и воинских командах военного порта, каким до 1962 года считался Архангельск, появились евреи-военнослужащие. Условия набора в армию евреев отличались от остальных прежде всего призывным возрастом (с 12 до 25 лет). Так, вместе с взрослыми здесь появились несовершеннолетние мальчики в школах кантонистов…»
Поучительная во всех отношениях история кантонистких батальонов XIX века, в том числе, архангельского, рассказана Александром Шульманом. Вывод из этого повествования прост: русская армия вот уже на протяжении двухсот лет имеет свой «еврейский корпус».
Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов и их потомков «людей твердости необыкновенной», военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.
Вот лишь часть списка славных имён, которую жители города воинской славы, коим является Архангельск, должны знать:
генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса (граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии»);
контр-адмирал С. Кауфман;
генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 г.;
генерал-майор А. Хануков – начальник штаба армейского корпуса (расстрелян в 1918г. за отказ служить в Красной Армии);
вице-адмирал А. Сапсай – начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров;
генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов – Главнокомандующий Юго-Западным фронтом;
генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев – главнокомандующий армиями Западного фронта, начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего;
генерал П. Гейсман – командующий 16-м армейским корпусом;
генерал от артиллерии М. Арнольди;
контр-адмирал Я. Кефали;
генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии;
генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941г.
Качество продукции во многом зависит от страны-производителя. Особой популярностью в изготовлении теплой одежды явлюятся северные страны, вот например, Финляндия. Вашему вниманию представлена зимняя одежда Joutsen. Более детально ознакомиться с разнообразием асосртимента можно на сайте odenem.ru.