Современные иконостасы, которые мы привыкли видеть в храме, имеют очень долгую историю. В период раннего христианства алтарь был отделён тканым занавесом либо рядом колон. В повествовании Евсевия Кесарийского было упомянуто, о том что в Тире в 4 веке был построен храм, в котором алтарь был отделён резной перегородкой.
Преграды в византийских храмах были изготовлены из мрамора и имели вид ряда колон. За колонами была прикреплена занавеса, которую открывали и закрывали в определённое время при богослужении. Со временем подобная преграда стала неотъемлемой частью всех храмов, они выделяли алтарь, подчёркивая его большое значение.
Сегодня в храмах можно встретить величественные иконостасы, состоящие из различных материалов и из нескольких рядов. Изготовление иконостасов – это серьёзное и ответственное ремесло. Для этого обязательно требуется наличие специальных знаний и умений.
Прежде чем приступить к изготовлению иконостаса, нужно определиться с его стилем, так как он должен быть в единой стилистике со всем храмом. Соответственно данного выбора зависит и материал изготовления иконостасов:
- Деревянные резные иконостасы. Наиболее распространённый вид иконостаса в современных храмах. Красиво затонированый иконостас, украшенный красивой резьбой, не только несёт своё смысловое значение, но и служит украшением всего храма.
- Золочёный иконостас. Всё чаще данные иконостасы встречаются в храмах оформленных в силе эклектика. Так как в последнее время принято реставрировать церкви 19 столетия, к которым довольно сложно изготовить соответствующие иконостасы, отвечающим всем правилам и требованиям;
- Барочные иконостасы. Это деревянные резные иконостасы, покрытые позолотой. Данные иконостас изготавливается в несколько этапов. Этот вид иконостаса относится к наиболее дорогим, поэтому он не так часто встречается.
Изготовление иконостасов – это целая наука, традиции которой сложились в течении многих веков. Их изготовлением занимаются в специальных мастерских, где к каждому будущему иконостасу относятся индивидуально, с большой ответственностью. Любая работа начинается с проекта. Очень важно, чтобы он был в едином стилистическом направлении, что и общее убранство храма. Только при выполнении всех правил внутреннего оформления храма возможна его волшебная и благодатная атмосфера.