На днях кандидат медицинских наук Юрий Покровский в интервью питерскому «5 каналу» поведал информацию, которая шокировала северян. Если сохранится динамика роста, то онкология к 2030 году может поразить всех россиян.
Провоцирует это офисно-сидячий образ жизни, курение, алкоголь, нездоровое питание. Плачевное состояние экологии играет в этом решающую роль. Последним обстоятельством, в частности, активисты в Архангельской области объясняют борьбу с экотехнопарком на станции Шиес по переработке мусора. Только вот перепутаны причины и следствие.
Вообще, по статистике в целом, по России в северных регионах, от рака люди страдают меньше, чем в других. Но Архангельская область в этом отношении является неприятным исключением. По онкозаболеваниям она лидирует с большим отрывом.
Чем это вызвано? Может быть, наличием множества мусорных полигонов и свалок, где варварски сжигают отходы, отравляя окружающую среду? Но наибольшее количество мусорохранилищ сконцентрировано вовсе не там, а в Московской, Пермской, Волгоградской и Свердловской областях России. Тогда что же?
Что с экологией в Архангельской области сегодня?
Выбросы в атмосферу предприятий Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Коряжмы и Котласа составляют более половины от общего объема всех выбросов в атмосферу в Архангельской области». Экологическая карта Архангельской области утверждает: «Главными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, теплоэнергетические предприятия, предприятия машиностроения.
Далее, согласно данным местных экологов, существенный вклад в загрязнение атмосферы вносит автотранспорт. На его долю приходится около 26% всех вредных выбросов. В выхлопных газах автомобилей почти 200 различных опасных компонентов. Наиболее плачевна ситуация в Архангельске и Новодвинске. Эти города Госкомгидромет России определяет как входящие в перечень городов страны с наибольшим уровнем атмосферного загрязнения.
Ситуация ужасна. Выбросы наиболее характерных загрязняющих веществ в атмосферу на территории области составляют:
- ванадия пятиокись — 102 т,
- свинец и его неорганические соединения — 1352 т,
- хлор — 29 т,
- метан — 11225 т,
- спирт метиловый — 671 т,
- метилмеркаптан — 396 т.
Вам понятно теперь объяснение столь высокого уровня раковых заболеваний?
Председатель общественного совета Рослесхоза Владимир Морозов говорит: «В последние годы объёмы мусора растут, и это каждый из нас понимает, оценивая объёмы собственных отходов. Но, как это часто бывает, до поры до времени рост идёт линейно, а в какой-то момент начинает расти по экспоненте. Так произошло и с мусором. Ещё 5 лет назад ситуация не была столь критичной,»
Помимо этого, растёт количество стихийных свалок, в том числе в лесах Архангельской области (по официальным данным их уже более 250, если считать только крупные) и соседней с ней Республики Коми.
Но никто не митингует против вредных предприятий — на них работают тысячи горожан. Никто не протестует против автомобилей, не отвечающих современным экологическим требованиям — на них ездят десятки тысяч. Объектом протестов некоторых активных деятелей является еще даже не построенный экотехнопарк, который, в сущности, и создается для того, чтобы решить еще одну проблему — бесконтрольное и повсеместное распространение необработанного мусора, опасного для людей и окружающей среды.
Бороться с мусорными полигонами, которых еще нет, гораздо проще, чем решать реальные проблемы. Но реальность такова, что добиться прекращения работ можно, однако мусор от этого никуда не денется. То, что способно разрушаться, будет отравлять воздух, землю и воду, то, что не способно — продолжит накапливаться, превращая все большие территории в безжизненную уродливую пустыню.
По словам главы Минприроды Коми Романа Полшведкина, сегодня в республике насчитывается 11 легализованных полигонов, которые заполнены почти на 70%. При этом в регионе находится около 350 исторически сложившихся свалок, в том числе свалок в лесном фонде. Так, жители посёлка Язель Сыктывдинского района уже три года просят ликвидировать свалку с токсичными отходами от лесоперерабатывающего производства.
— Недалеко от свалки находится скважина, которая снабжает водой жителей посёлка, и если нарушения не ликвидировать, то вода может стать источником заражения людей, — говорит эксперт ОНФ, общественный экологический инспектор Евгений Потолицын.
В Архангельской области, в Северодвинске, всего в двух километрах от жилых домов, свалка горит практически ежегодно. Очаги возгорания поливают водой, засыпают землей, трамбуют катками, но уничтожив открытый огонь, с тлением внутри свалки справится не могут. По признанию Артема Фокина, директора МУП «Спецавтохозяйство», тление идет на глубине 7-12 метров.
А как обстоит дело за границей?
Полигоны существуют во всем мире и они — не зло, а благо — при правильной эксплуатации, разумеется. Например, американский Лас-Вегас соседствует с полигоном «Апекс Реджионал», площадь которого 890 га. Там ежедневно перерабатывают 9000 тонн на электроэнергию. Ее хватает на 10 000 домов Южной Невады. Здесь же получают 17 % метана от общего производства в стране.
Крупнейшим в Европе кластером для переработки мусора является немецкий полигон «Ферайнихте Вилле». Он существует с конца 60-х годов и занимает площадь 100 га. Отходы здесь подвергаются тщательной очистке, часть шлаков используется при строительстве дорог, одних из лучших в мире. А из фильтрата ядовитых жидкостей получается техническая вода, которую активно используют в промышленности. Так же здесь вырабатывается электроэнергия примерно для 6000 тысяч домов.
Список этот можно продолжить. Так что бороться с полигонами в принципе, это как требовать закрытия инфекционных больниц на том основании, что в ней концентрируется большое количество заразных пациентов и это опасно для окружающих. Странно же, правда? Другое дело — следить за квалификацией врачей и качеством оборудования.
По данным ВОЗ ежегодно от рака умираю 8,2 миллиона людей, а это 13% населения мира. Архангельская область так же под ударом. Возможно, нам следует обратить внимание на более насущные проблемы с экологией, чем борьба с благами цивилизации.