В прошлом году город заработал на платных парковках в Центральном и Адмиралтейском районах более 2,2 миллиарда рублей. Нарушители принесли казне большую часть этой суммы – 1,2 миллиарда.
Идея ввести платные парковки на улицах Санкт-Петербурга возникла ещё в 90-е годы. Тогда декламировалась цель освободить дороги и пересадить жителей на общественный транспорт. Первые попытки брать деньги за парковку в сложных местах были ещё в 1997-1998 годы. Однако особенно активно зона платной парковки начала расщиряться с момента, когда губернатором Петербурга стал Александр Беглов.
С 2020 года власти стали брать деньги за стоянку на Рубинштейна, годом позже горожан обязали платить за парковку на ещё 71 улице в Центральном районе. Но и это не всё: в прошлом году к ним добавились ещё 56 улиц в центре. Этого тоже оказалось мало, и с осени весь Центральный район стал зоной платной парковки. Позднее к нему присоединились по полторы сотни улиц Адмиралтейского и Петроградского районов. На данный момент в Петербурге более пятисот «платных» улиц на 37 тысяч машиномест.
Петербургские чиновники уверяют, что расширение зоны платных парковок по всему городу призвано разгрузить центр от машин и сделать передвижение комфортнее. Председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев, например, уверен в эффективности подобных мер. Он считает, что пробок станет меньше, проходимость дорог улучшится. Ряд участков Петербурга (линии Василеостровского и Петроградский район), по его мнению, не вместят нынешнего количества машин. И всё бы ничего, но ситуация с транспортом за годы сборов денег за парковки не улучшилась. Три станции метро сейчас закрыты на ремонт, три работают, но с ограничениями, потому что там – тоже ремонтные работы. И как это должно мотивировать людей пересесть на и без того переполненное метро, остаётся загадкой.
Смольный планирует расширять зону платной парковки и дальше, зарабатывая всё больше денег. Куда идут эти средства – ещё один застывший вопрос. Если пока что лидирующая по числу платных парковочных мест Москва делится информацией о том, куда идут заработанные на горожанах деньги, то Петербург «вскрывать карты» не торопится. Миллиарды на обеспечения самих платных парковок не требуются. Тратит ли город оставшиеся деньги на благоустройство, как это делает столица?
Платные парковки будут расползаться по городу и дальше. При этом и цены на них также вырастут, в чём уверен и член общественного совета Федерального дорожного агентства Игорь Моржаретто, который отмечает: иначе смысла в платных парковках не будет. Цены растут в Москве, за ними подтягивается и Петербург (хотя уже сейчас в центре есть зоны даже с более дорогими парковками, чем в столице). Чиновники, кажется, готовы пойти ещё дальше. Спикера ЗакСа Петербурга Александр Бельский допустил, что скоро и въезд в центр города станет платным. Причина всё та же – благородное желание разгрузить центр. Ну и что, что незаконно. Деньги заработать удастся – и на том спасибо. Главное – чтобы не запретили пешеходам заходить в центральные части Санкт-Петербурга бесплатно. А то с такими темпами всякие идеи могут прийти в голову.