Правительство РФ утвердило план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Основным мероприятием плана будет строительство нового глубоководного терминала в морском порту Архангельска в районе Сухого моря. Предполагается, что мощность терминала к 2040 году составит 25 млн тонн в год. Строительство будет проходить поэтапно.
Инвесторы и правительство Архангельской области планируют разработать инвестиционную декларацию к 2024 году. Разработка проектной документации закончится в 2025-2026 годах, после чего начнется строительство нового терминала и глубоководного района морского порта. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2031 год.
Речь идет об обновлении ледокольного флота, развитии инженерной и транспортной инфраструктуры в Архангельске. Проекты включают модернизацию железнодорожной станции Соломбалка и строительство новых мостов. Минтранс отвечает за реализацию плана по увеличению перевозок через Архангельский порт. Премьер-министр ожидает утроение перевозок, что приведет к созданию новых рабочих мест. Также планируется строительство морского терминала на архипелаге Новая Земля для отгрузки свинцово-цинкового концентрата в интересах Госкорпорации "Росатом". Его планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году.
Какое значение для развития Поморья имеет план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года? Какие мероприятия плана наиболее важны для экономики Архангельской области? Что еще необходимо для развития портового хозяйства Поморья? На эти вопросы отвечает Общественный деятель, Председатель Правления РОО «Поморское землячество в Москве» Александр Савинов:
«Утверждение Правительством РФ плана развития Архангельского транспортного узла до 2035 года продиктовано, в первую очередь, изменившейся геополитической обстановкой и необходимостью развивать стратегические транспортно-логистические направления, обеспечивающие восточный вектор экономической деятельности страны и поддерживающие национальный суверенитет в Арктике.
Исторические коллизии разворачивают традиционное соревнование северных портов Мурманска и Архангельска вспять. Если до недавних событий порт Мурманск, со всей очевидностью, превосходил порт Архангельск по всем показателям, имея очевидное преимущество в силу своей незамерзаемости и близости к основным западно-европейским транспортным маршрутам, то сегодня, напротив, Архангельск рассматривается опорным транспортным узлом с подготовленной соответствующим образом инфраструктурой в государственной задаче популяризации северного морского пути (СМП) и защите национальных интересов в Арктике.
В данном контексте, оценивая значение для развития Поморья правительственных инициатив, можно провести исторические параллели со строительством первого морского порта России Петром 1. В случае успешной реализации плана развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, можно будет в полной мере констатировать о возвращении Архангельску престижного эпитета "Ворота в Арктику", перехваченного в последние годы Мурманском.
Первым фактором, который как лакмусовая бумажка, покажет состоятельность для региона данного инфраструктурного проекта, станет степень вовлеченности в него трудовых и производственных ресурсов самой области. Нельзя повторять негативный опыт строительства космодрома "Восточный" в Амурской области. Поэтому важнейшее значение для региона будет иметь максимально широкое привлечение к строительству Архангельского транспортного узла своих собственных производственных, инженерно-технических и строительных компаний и обеспечение жесткого государственного контроля и прозрачности в расходовании бюджетных средств в строительстве нового глубоководного терминала, обновлении ледокольного флота, развитии инженерной и транспортной инфраструктуры в Архангельске.
Вторым фактором, который является чрезвычайно важным для области, это максимально широкое участие научно-образовательного потенциала региона и подготовка молодых специалистов, которые после окончания учебных заведений и получения профессий, необходимых для строительства и эксплуатации Архангельского транспортного узла, были бы на нем востребованы. Молодым специалистам необходимо сразу закладывать соответствующие условия региональной поддержки. Очень надеюсь, что к тому времени "Арктическая ипотека под 2%" не потеряет своей актуальности и возможно появятся иные формы господдержки работающих в условиях Крайнего Севера.
При соблюдении этих двух факторов, будут реализованы не только государственные интересы РФ, но и Архангельская область действительно будет глубоко интегрирована в подготовку и реализацию инфраструктурного проекта и получит видимые дивиденды в долгосрочной перспективе.
Учитывая обозначенные Правительством РФ сроки, региональным властям необходимо уже сейчас полноценно включаться в разработку региональной Дорожной карты с обязательным привлечением профильных экспертов, представителей научно-образовательной сферы и общественности. Необходимо добиться, чтобы социально-экономические интересы области были учтены в разработке инвестиционной декларации в 2024 году и проектной документации в 2025-2026 гг. Очевидно, что глобальные инвестиционные программы должны включать в себя не только инфраструктурные вложения, но и расходы на повышения научно-образовательного, социокультурного потенциала Архангельской области, включая его материально-техническую базу.»