В архангельском музее имени Борисова открылась выставка «В белой панице земля». Она пройдет в рамках Дней Ненецкого автономного округа в Архангельской области.
Философия одежды
Основу экспозиции составляет этнографическая коллекция Ненецкого краеведческого музея - ненецкая одежда, головные уборы, сумки, куклы, украшения, ритуальные предметы. Также выставлены живопись и графика художников XIX-XX веков из фондов музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», произведения современных художников Надежды Выучейской, Бориса Копылова и Юрия Гобанова.
Название выставке дала паница - традиционная женская зимняя одежда ненцев, а вернее, название поэтического сборника Прокопия Явтысого.
Помните, у поэта есть такие строчки:
Нить вплела в узоры паниц
все, чем славен мой народ:
крылья песен, плавный танец,
стад оленьих хоровод...
Зашифрованы в узорах,
чтобы радовать людей:
синь озер, а на озерах -
гордый контур лебедей.
Рыбы лов, охоты сценки,
ритм труда, азарт игры...
С древних пор владеют ненки
тайной мастерства иглы.
На торжественное открытие выставки пришли люди, которые интересуются природой заполярного края и самобытной ненецкой культурой: художники, ученые, преподаватели, журналисты, музейщики, студенты. Среди посетителей вернисажа было много бывших жителей округа, членов ненецкого землячества «Тосавэй» в Архангельске.
Так, наша землячка Лариса Толкачева, бывший директор Ненецкого краеведческого музея, поздравила всех присутствующих с открытием выставки, которая, по ее мнению, хоть чуть-чуть, но приблизит архангелогородцев к соседу - Ненецкому округу.
- Выставка очень интересная, разнообразная, но я хочу обратить ваше внимание на меховую ненецкую одежду, - сказала Лариса Толкачева. - Вся одежда ненцев - это глубокая философия, каждый кусочек меха, каждый изгиб орнамента что-то значат - нам трудно понять, нужно специально этим заниматься. Или возьмем куклы уко - это магические куклы, состоящие из утиного клюва и фартучка из ткани, которые дарились девочке при рождении и на всю жизнь. Если женщина заболевала или с ней что-то случалось, а потом беда миновала - она связывала это с воздействием своей куклы и в благодарность шила ей наряд. Словом, чем толще была уко - тем больше добра она принесла женщине.
Над белым пространством тундры
Выставку оформили архангельские художники Алексей и Марина Григорьевы, которые не просто расставили предметы и развесили картины, а с большим вкусом и пониманием постарались ввести посетителя в мир арктической природы и материальной культуры ненецкого народа. Один из трех занятых под выставку залов - так называемая академическая зона с живописью и графикой, эти произведения иллюстрируют взгляд европейского человека на традиционную культуру ненцев, их жизнь и быт. Зачастую такого художника интересует экзотика. В центре этого зала стоит макет чума, он и является доминантой, притягивает взгляд.
- А в большом зале нам хотелось показать взгляд самих ненцев, их восприятие мира через символы, своеобразие их мышления, - рассказывает Марина Григорьева. - Для ненцев это не экзотика, все наполнено смыслом - цвет сукна, рисунок орнамента. Для меня паница - это и живопись, и графика, и скульп-тура, причем ни в одном объекте так скульптурность не звучит, как здесь!
Я поинтересовалась у Марины Григорьевой, как пришла такая удачная идея - расположить ненецкую одежду не на манекенах, а просто в витрине, на фоне белой стены, с «распахнутыми» рукавами, и такое ощущение, что паницы летят над белым пространством тундры...
- В детстве я видела художественный фильм - взошло солнце над тундрой, а по ней мчится оленья упряжка, которой с помощью хорея управляет бесстрашный человек, руки его раскинуты, он почти летит над землей - хотелось повторить это детское впечатление. Я в принципе против манекенов, это как в шкаф повесить прекрасную паницу, и она сразу потеряется. Важно пространство, а не объект, объект рожден этим пространством...
Постичь суть предмета
В этом же зале стоят замечательные скульптуры киевских скульпторов и художников Ады Рыбачук «Крик птицы» и Владимира Мельниченко «Бег времени. Северное сияние», а также находятся абстрактные картины современных художников Бориса Копылова и Юрия Гобанова. Два полотна последнего называются одинаково - «Свет тундры», они написаны в разные годы и в только ему одному свойственной технике, когда изображается круговерть привычных элементов (кусочков неба, лиц, рекламы, окон домов и машин) и их перемещение.
На картинах Копылова мы видим, к примеру, ярко-желтый светящийся прямоугольник, который столь же интенсивно притягивает наше внимание, как «Черный квадрат» Малевича, и начинаем размышлять о том, что бы это значило...
- Банально увидеть в желтой картине Копылова только солнце, - говорит студент колледжа культуры и искусства Алексей Сапунов, - я вижу тут, прежде всего, тепло, которое согревает все вокруг.
- А я служил на Новой Земле, и у меня ассоциации такие: заканчивается полярная ночь, и первые лучи солнца прорываются сквозь плотные облака, сквозь горы - это непередаваемое ощущение, люди долго ждут этого момента, именно оно изображено в картине Бориса Копылова, - делится впечатлениями другой студент, Александр Кокорин.
Как ни странно, философия художников Копылова и Гобанова сходна с философией ненецкой одежды и ненецкого орнамента, это не только аксессуары, которые можно купить в интернет магазин стильной молодежной одежды , эти объекты искусства «живут» вместе. Самое главное - эти картины неведомым образом помогают постичь внутреннее содержание предметов традиционной культуры ненецкого народа.
Как учила Я Миня
В музее Борисова есть еще один зал, самый камерный и таинственный - каретный. Именно в нем расположились графические работы и фотографии. Фотопортреты ненецких детей Виктора Толкачева, а также фото женщины-коми с младенцем, сидящей около чума - документальные свидетельства советской эпохи и хорошо сохранившегося тогда традиционного уклада жизни тундровиков.
Рядом - чудесные графические работы нарьян-марской художницы Надежды Выучейской, представляющие собой иллюстрации к книге «Ненецкий эпос». Особенно впечатляет работа, на которой изображена красавица Я Миня - покровительница рожениц, брака и жизни, верховное божество. По ненецкой легенде, именно она, жена Нума, верховного божества и создателя земли, навела порядок на этой земле, была хорошей мас-терицей и отличной хозяйкой...
Яркость, сочность работ молодой ненецкой художницы дополняется строгостью и академичностью графики известного советского художника Григория Рябоконя. И вот опять, казалось бы, произведения творцов из разных эпох и стилей не спорят друг с другом, а дополняют и раскрывают новые грани и смыслы.
- Выставка великолепная, сделана с любовью, талантливо оформлена, очень хорошие экспонаты. Наш музей давно собирает предметы материальной культуры ненецкого народа, но великолепие этнографической коллекции Ненецкого краеведческого музея поразило. Для меня ненецкая женская одежда - доминанта на этой выставке, я снова и снова возвращаюсь к этому образу. То, что создано талантом ненецких мастериц, прекрасно преподнесли художники-оформители Алексей и Марина Григорьевы. Я думаю, что наш союз с Ненецким округом найдет продолжение, - прокомментировала представитель Министерства культуры Архангельской области Галина Лаптева.
По словам куратора выставки Светланы Баталовой, в следующем году в Нарьян-Мар отправятся двадцать самых известных картин Александра Борисова, посвященных Арктике.