15 февраля 2014 года исполнится 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Страшная война, унесшая жизни нескольких тысяч наших соотечественников, длилась девять лет один месяц и девятнадцать дней.
Участниками боевых действий в Афганистане были и сотрудники Регионального управления ФСКН России по Архангельской области Сергей Михайличенко, Андрей Рыбкин и Александр Гнусков. Они служили в разные годы, в разных провинциях и в разных подразделениях. О войне говорят неохотно — слишком тяжело перебирать в памяти трагические события.
«Мой первый поход на войну состоялся в мае 1985 года. Я участвовал в так называемой джалабадской операции. Меня - самого молодого - тогда в горы не брали. Моей обязанностью было обеспечивание охраны всей бронетехники в джалабадской долине.
Вторая моя война была, когда я попал в Панджшер — провинцию Афганистана. Там меня первый раз отправили в горы. Поскольку я был радистом, мне вручили рацию Р -107 М, которая весит более 18 кг. Обязательно еще берешь спальник, автомат, пару гранат, питьевую воду и с этим набором идешь в горы. Рюкзак у меня был такой, что я еле его отрывал от земли. Спасло то, что я занимался лыжами, поэтому определенная выносливость была, - говорит полковник полиции Александр Григорьевич Гнусков . - Запоминающимся было мое первое десантирование. Это происходило так: вертолет зависает над землей в горах, а ты прыгаешь с рюкзаком с высоты 4- 5 метров. Было очень страшно. Падаешь, а вокруг все свистит, гремит. При этом ты не понимаешь, куда бежать, что делать. Только потом приходит постепенно осознание. Там, в горах, первый раз я услышал по рации, как парни попали в засаду, как истошно кричал радист и просил о помощи, а сделать мы ничего не могли. Видел, как наш самолет летит по ущелью, бомбит «духов», не успевает вырулить и врезается в скалу. Туда даже не пошли, так как нечего было собирать...».
Полковник полиции Сергей Георгиевич Михайличенко проходил службу в провинции Шинданд с июля 1984 по январь 1987 года. Был начальником финансовой службы отдельного военно-строительного батальона 342 Управления Инженерных работ Туркестанского военного округа.
«Первое впечатление после приезда в Кабул — жара. Воздух был сухой, раскаленный. После Кабула я был направлен в провинцию Шинданд, которая находится в 40 км от самой южной точки тогда еще СССР — г. Кушки. Там я служил три года.
Во время службы я был избран секретарем партийной организации, поэтому мне приходилось в советские государственные и мусульманские религиозные праздники выезжать в подразделения воинской части для поздравления наших солдат, находившихся в боевых точках - это и Кандагар, и Баграм, и Кабул. А «душманы» специально в эти дни активизировали свои военные операции.
Мне было 23 года, когда я прибыл в Кабул, и я выполнял те задачи, которое ставило передо мной государство», - вспоминает наркополицейский.
Прапорщика полиции в отставке Андрея Анатольевича Рыбкина на срочную служу призвали 1 апреля 1982 года. Как он говорит сейчас: «Пошутили!». Шесть месяцев Андрей Анатольевич учился на санинструктора в Туркмении. Потом отправили в Афганистан в г. Ташкурган, где находился полк, а затем в г. Шибирган охранять газовый завод.
«Пока ехали, нас немного обстреляли.... Уже там из саниструктора меня перевели в командиры технического отделения. В моем подчинении было пять человек, в эксплуатации находились две машины — БТР - 1 и передвижная автомастерская. Приходилось ремонтировать подорвавшиеся машины.
Через полгода нас отправили в г. Хайратон, расположенный на севере Афганистана на берегу реки Аму-Дарья. Там пробыли три месяца, а потом обратно в полк. Ездили по боевым точкам, обеспечивали доставку туда продуктов питания и воды, сопровождали транспортные колонны в Саланг, Шибирган, Кундуз», - рассказывает Андрей Рыбкин.
Сегодня, в преддверии памятной даты, в региональном управлении ФСКН России по Архангельской области состоялос чествовали ветеранов боевых действий. Для них специально был подготовлен информационный стенд с воспоминаниями и фотографиями тех лет.
Источник: УФСКН