Это не очередное скандальное разоблачение… Это расследование первоисточников информации об Архангеле Михаиле на фоне традиционных представлений, о которых, в частности, писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Итогом этого расследования стал неожиданный вывод: Библия идентифицирует Архангела Михаила с Сыном Божьим – Господом Иисусом Христом.
Академик Дмитрий ЛИХАЧЕВ в исследовании, посвященном древним русским церковным текстам, анализирует представления об Архангеле Михаиле, имевшем место в сознании европейцев в средние века и, в частности, у русского царя Иоанна Грозного, которого считают основателем города Архангельска.
Итак, Д.С. Лихачёв пишет, ссылаясь на книгу «Культ святого Михаила» О.А. Добиаш-Рождественской следующее: «На Западе Архангел Михаил – это «борец за душу, водитель душ, может быть, прямо смертный ангел». К нему направлялись молитвы за усопших и ему часто посвящались кладбищенские церкви.
Причина, по которой Иван Грозный обращается в Каноне к Архангелу Михаилу в своем паническом страхе, вполне ясна. Архангел Михаил – не только ангел смерти, приходящий за душою умершего и проводящий ее в «горний Иерусалим», это также тот ангел, во имя которого была построена царская усыпальница в Московском Кремле, где предстояло лечь и самому Иоанну Грозному, – Архангельский собор. Архангел Михаил действительно считается предводителем небесных сил, однако все-таки в Каноне он не назван по имени. Важно, что в Послании Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, относящемся приблизительно к тому же времени, что и Канон и Молитва, – к 1573 году, имеется тот же мотив обращения к ангелу смерти. И опять-таки ангел смерти не называется по имени.
Говоря в своем Послании в Кирилло-Белозерсчкий монастырь о последнем часе, предстоящем каждому человеку, Грозный восклицает: «Предстанет бо ти напрасно все пагубство, и люта, яко же буря, притдет ангел немилостив, отводя с нуждею, влекий душу твою, связану грехми, часто обращающуюся к здешним и рыдающу без гласа…»
Резюмируя свое историческое вступление к исследованию о святом Михаиле, О.А. Добиаш-Рождественская между прочим пишет: «Михаил, несомненно, светлое божество, борец за доброе начало. Но все-таки это борец карающий, грозный ангел. И его воинственность, и его связь с «древним змием», по понятному психологическому уклону, отбрасывает зловещую тень на его светлый облик, дает ему характер христианского Сатаны». А в заключении О.А. Добиаш-Рождественская отмечает: «Михаил почти на границе добра и зла. Борясь за добро, он часто бывает яростен; иногда он бесцельно жесток. Он карает, убивает, сечет розгами, уносит смерчем, ударяет молнией. Это гневный бог и святой сатана. Его больше боятся и чтут, чем любят. Элемент добродушия почти отсутствует в его легендах».
Не потому ли в Каноне Грозному воеводе нет имени Михаила, что черты жестокости «ангела грозного воеводы» необычайно сгущены в Каноне, и Грозный сознавал его не совсем христианский характер. Как раз в это время Грозный выворачивал христианский культ наизнанку. В 1570 году был умерщвлен митрополит Филипп. Поход Грозного на Новгород и Псков носил ярко выраженный антицерковный характер. Затворившись в паническом ужасе в Александрийской слободе со своими опричниками, он переоделся с ними в монашеское платье, но не стал монахом. В своем Послании в Кирилло-Белозерский монастырь он писал: «И мне снится, окаянному, яко исполу есмь чернец…»
На свадьбе царской племянницы Марии Владимировны Старицкой в Новгороде гости плясали под напев символа веры св. Афанасия. Царь плясал со всеми и отбивал такт жезлом, которым впоследствии убил своего сына Ивана, по головам молодых иноков.
Пискаревский летописец сообщает об одном пире, на котором присутствующие «почали прохлажатися и всяким глумлением глумитися: овии стихи пояше (под «стихамит» разумеются молитвы, церковные песнопения – прим. Д.Лихачева), а овии песни воспевати».
Искажения и глумления над христианским культом были типичны для Грозного. Демонстративно выставляя свою ортодоксальность во всех официальных случаях, он вместе с тем был склонен к кощунству, к высмеиванию этого же культа, к различного рода нарушениям религиозных запретов.
Канон Ангелу Грозному воеводе и Молитва к архангелу Михаилу были вполне серьезны, в них не было элементов глумления над религией, но тем не менее сам объект молитвы приобретал не «исполу» христианские, а «осполу» антихристианские черты и поэтому не мог быть назван по имени. Образ Ангела Грозного воеводы соединился в сознании Ивана Грозного с образом тех «лютых ангелов», которые, по средневековым представлениям, ведали загробными мучениями грешников».
Этот срез средневекового сознания, к сожалению, не содержит ни одной ссылки на Священное Писание, которое и является первоисточником информации об Архангеле Михаиле. Сегодня мы представим исследование, выводы которого дают более отчётливый взгляд на характер этого библейского персонажа, давшего имя городу Архангельску.
Имя "Михаил" используется 13 раз в Ветхом Завете и дважды в Новом Завете. Симфония Стронга даёт следующее определение имени Михаил: "Кто как Бог?"; это израильское имя, которым также назван Архангел.
В Новом Завете используется греческий перевод того же слова, означающего "Михаил (Архангел)". В десяти местах – Числа 13:14; 1 Паралипоменон 5: 13,14; 6:40; 7: 3; 8:16; 12:20; 27:18; 2 Паралипоменон 21: 2 и Ездра 8: 8 – это имя относится к израильским мужчинам.
В остальных пяти текстах это имя употреблено уже не в отношении мужчин:
Даниила 10:13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
Даниила 10:20-11:1 И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании. (И нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением.
Даниила 12:1-3 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.
Иуды 9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь".
Откровение 12: 7-9 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Михаила называют здесь "одним из первых князей", "вашим принцем", "Великим князем, который стоит за сынов народа твоего", "Архангелом", и Откровение свидетельствует, что Михаил командует ангелами. Принц и князь — довольно общие понятия, но Архангел – более уникальный термин, всего дважды встречающийся в Писании. Префикс «архи» в слове Архангел происходит от греческого слова «аrcho» и образует слова со значением старшенства в звании, означает "быть главным, руководить, править". Слово "Архангел" используется только в единственном числе и никогда во множественном. Поэтому слово "Архангел" говорит о том, что он правит или царствует над ангелами.
Единственное упоминание об Архангеле выглядит следующим образом: 1 Фессалоникийцам 4:16 Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Так что "Сам Господь" воскрешает мертвых при "гласе Архангела". Библия упоминает еще один голос в связи с воскрешением мертвых:
Иоанна 5: 26-29 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
Итак, если мертвые воскресают, слыша голос Господа Иисуса Христа в одной месте Писаний и от голоса этого таинственного Архангела Михаила в другой части Библии, то оба эти места говорят об одном и том же голосе. Иисусу Христу дана власть воскрешать мертвых к жизни, потому что Он есть Тот, Кто имеет "ключи ада (могилы) и смерти" (Откр 1:18). Может ли Господь Иису Христос, Создатель, быть ангелом - сотворенным существом? Или, может быть, Ангел – это другое имя или проявление Иисуса Христа / Бога?
Бытие 16: 7-10,13 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Агарь говорила с Ангелом Господним, но она называет Господом Того, Кто говорил с ней. Она знала, что это был Бог, который обращался прямо к ней через Слово.
Бытие 22: 1-2 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Бытие 22: 11-12 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
Бытие 22: 15,16 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего... Здесь в начале «Бог испытал Авраама», а затем "Ангел Господень" взывает к нему и просит, чтобы Авраам не пожалел своего сына для "Meня".
Бытие 31: 11-13 "Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю" родины твоей". Ангел Божий говорит о Себе: «Я есмь Бог, явившийся тебе в Вефиле ...»
Бытие 48: 15-16 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Здесь Иаков свободно использует слово "Ангел" как ещё одно обращение к Богу. И это тот же Ангел, с которым Иаков боролся в 32 главе книги Бытие.
Исход 3:2-6 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
Здесь "Ангел Господень" явился Моисею в горящем кусте, и Бог говорил с ним, и Моисей "боялся воззреть на Бога". Здесь Ангел Господень – это другое имя Бога, точно также, как одни и те же слова принадлежат Ангелу Господню (Яхве) и Богу (Элохим): «Я Бог отца твоего - Бог Авраама, Бог Исаака, и Бог Иакова".
Исход 13: 21-22: Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа.
Исход 14:19: И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их.
Исход 23: 20-23: Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нём. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять всё, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их.
Исход 40:38: Ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их. В приведенных выше стихах видимое присутствие, явленное израильтянам в облаке днём и огненном столпе ночью названно "Господом", "Ангелом Божьим", "Ангелом", "Моим ангелом" и "облаком Господнем".
Бог также говорит о том, что "Имя Моё в Нём", и "Он не простит греха вашего". Кто является единственным, имеющим власть прощать грехи? Бог Отец и Его Сын, Иисус наш Первосвященник. Облачный столп днём "указывал путь", а огненный столп ночью "светил им". Иисус сказал о Себе: "Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин 14: 6). Он также говорил: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоанна 8:12), и "Я, свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме" (Ин 12:46).
Судей 6:11-24: И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. Гедеон сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека. Гедеон сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой.
В этом отрывке вновь "Ангел Господень" взаимозаменяем с титулом "Господь". Гедеон боялся умреть, увидев Бога. Гедеону также было разрешено устроить жертвенник Ангелу. Почему Гедеон боялся того, что может умереть, увидев Бога?
Исход 33:20: И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Ни один человек не может увидеть Бога и остаться в живых, но Гедеон видел Бога ''лицом к лицу'' и выжил, чтобы рассказать об этом. Как такое могло произойти?
Иоанна 6:46: Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. Иоанна 1:18: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
На первый взгляд противоречие очевидно, но, глядя дальше, мы сможем увидеть, что, хотя ни один человек не может видеть Бога Отца, но Господь Иисус Христос, Слово, Который был с Богом, явил Его. Мы можем видеть Его и жить, "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Колоссянам 2:9). Иисус также есть Сущий, как Он и говорит о Себе: "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоанна 8:58)…
Ознакомиться с полным текстом исследования об Архангеле Михаиле вы можете здесь – Архангельское Евангелие