Какие документы необходимы владельцу земельного участка, для того чтобы его продать?
Сначала следует установить, является ли используемая земля собственностью гражданина. Многие ошибочно полагают, что если они используют земельный участок, на нем имеются строения, то они могут распорядиться ими по своему усмотрению. Несмотря на то что после принятия Земельного кодекса прошло несколько лет, многообразие правовых форм землевладения не устранено. Идеальной можно считать ситуацию, когда пользователь земельного участка является его собственником или арендатором. В этом случае у гражданина имеются следующие документы: свидетельство о праве собственности любого образца или свидетельство о праве на аренду. Предпродажный пакет документов включает:
- правоустанавливающий документ (свидетельства любого образца);
- выписку из Государственного земельного кадастра, которая включает межевое дело с актом согласования границ, утвержденное архитектурным комитетом и земельным комитетом данного района, где находится земельный участок, и кадастровый номер.
Кроме того, земельные участки могут принадлежать гражданам:
- на праве постоянного бессрочного пользования,
- на праве пожизненного наследуемого владения,
- при фактическом использовании собственником расположенных на земельном участке индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.
В первых двух случаях для получения земельного участка в собственность гражданам необходимо пройти процедуру приватизации земли. Для этого нужно написать заявление в районный отдел земельного комитета и собрать пакет документов для подачи в земельную комиссию. При этом перечень документов зависит от правовой формы владения и выдается в земельном комитете данного района.
Земельная комиссия обязана рассмотреть заявление в течение месяца. После принятия решения в течение месяца гражданин обязан получить постановление о выделении земельного участка в собственность или аренду. Постановление с межевым делом подается в земельную кадастровую палату для постановки на кадастровый учет. Затем пакет документов возвращается из кадастровой палаты в земельный комитет для заключения договора безвозмездной или возмездной приватизации (или аренды) земли по расценкам, установленным местной администрацией. Далее пакет документов регистрируется в Государственной регистрационной палате, и гражданин получает свидетельство о праве собственности или аренды на данный земельный участок.
Для комплектования предпродажного пакета документов необходимо обратиться со свидетельством в кадастровую палату для получения выписки из земельного кадастра. Только после этого можно продать участок.
Хочу приобрести дачу. Как правильно оформить покупку, какие документы требуются и как не обмануться?
Ответить на вопрос о подводных камнях при приобретении недвижимости в общем виде невозможно, так как каждая ситуация индивидуальна. Безусловно, решающую роль при покупке недвижимости играет наличие у продавца правильно оформленных документов.
Правоустанавливающими документами на земельные участки (помимо договоров, решений судов и свидетельств о праве на наследство) также могут являться решения (постановления, распоряжения) сельских, поселковых, городских, районных и областных Советов народных депутатов о предоставлении земельных участков. Право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Если же такое решение принято после 29 октября 1993 г., то оно должно быть зарегистрировано в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
До 29 октября 1993 г. на основании постановлений о предоставлении земли в собственность, пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование можно было выдавать свидетельство о праве на землю. Это свидетельство имеет силу только вместе с соответствующим постановлением (решением, распоряжением) о выделении участка.
Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 утверждена форма Свидетельства на право собственности на землю и одновременно разрешено использовать имеющиеся документы, удостоверяющие иные права на землю, но с обязательной их регистрацией в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Свидетельство о праве собственности на землю само по себе не является правоустанавливающим документом, поскольку должно выдаваться только на основании предусмотренных законом документов (договоров купли-продажи, решений органов местного самоуправления и пр.). Свидетельство должно быть зарегистрировано в Поземельной книге. Однако эти свидетельства недействительны без тех правоустанавливающих документов, на основании которых они выданы (постановлений о выделении земли, договоров купли-продажи и пр.).
Чтобы быть полностью уверенным в правильности сделки по покупке дачи, лучше обратиться к специалистам (продажа дачи тюмень).