Во вторник, 31 марта, на семинаре «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях» директор Института Наследия Арсений Миронов сообщил, что проанализировать постановки по произведениям Пушкина была решено по случаю Года литературы, передает arh-info.ru.
«Экспертам надо бы знать, что в рамках государственного задания, которое выдает каждому учреждению культуры, и театрам, в том числе, Министерство культуры есть понятие „услуги“, к которым относится и выпуск новых спектаклей», — отметил Крок. Основные претензии к режиссерам свелись к искажению текстов и идей Александра Пушкина, а к государству — к «самоубийственной» культурной политике, благодаря которой «спонсируются» такие спектакли. По его мнению, современные интерпретаторы классических произведений используют пришедшую из маркетинга технологию декодирования, «когда берется образ депрессивного региона и он подается как туристически привлекательный».
Что касается спектакля «Борис Годунов», поставленного в «Ленкоме» Константином Богомоловым, доктор филологических наук Ирина Гречаник отмечает, что «текст переписывается или уничтожается скучноговорением, но при этом он ничуть не становится понятнее публике».
И даже постановка «Евгений Онегин» самого консервативного из радикалов современного театрального сообщества Римаса Туминаса не устроила экспертов. «Сталин, кортеж президента, Березовский и документальная хроника свалены в одну кучу». Также эксперта не устроила роль народа в спектакле.
Кандидат филологических наук Анастасия Чернова анализировала спектакль «Онегин» Тимофея Кулябина — режиссера, прославившегося постановкой оперы «Тангейзер», возмутившей православных.
«В этом мире у героев ничего нет, кроме животной страсти, бессмысленности и пустоты», — резюмировали эксперты, отметив, что после спектакля в зале была тишина и зрители даже не вызвали артистов на поклон во второй раз. «Когда вот так наша культура транслируется миру, получает премии, это катастрофа», — считает Коломийцева.
Речь идет о «Борисе Годунове» Константина Богомолова, «Евгении Онегине» Римаса Туминаса, «Онегине» Тимофея Кулябина и постановке «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова. Специалисты отметили большое количество комизма в постановке и «девок, дурными голосами показывающими показывающими какое-то похабство вместо народных песен». «Министерство культуры обязано адресно финансировать те постановки, которые не разрушают традиции, а ведут к воспитанию поколения», — сказала Юрьева.
По мнению автора книги «Пушкин и христианство» Ирины Юрьевой, «нынешние режиссеры не дают пощечину общественному вкусу, а потакают общественному безвкусию». Она уверена, что вышеперечисленные режиссеры с таким отношением к Пушкину занимаются «самоотрицанием нации».