Из всех претендентов Канаверо выбрал российского программиста Валерия Спиридонова, который в результате спинальной мышечной атрофии практически обездвижен, передает RT.
О намерениях итальянского хирурга Сержио Канаверо впервые в истории пересадить человеческую голову «СБ» уже писала («Голова на чужих плечах», номер за 18 марта). Донор пациента современного Франкенштейна — человек, у которого умер мозг, но здорово тело. Голову пациента, давшего согласие на операцию, отделят, а затем буквально приклеят с помощью биологического вещества к новому телу, соединив нервные окончания головы и нового тела, после чего будут сшиты кровеносные сосуды. Заболевание атрофии мышц у Валерия диагностировали еще в первый год жизни. — Доктор давно уже изъявил желание сделать эту уникальную операцию, а я согласился стать добровольцем, ведь это единственный выход из ситуации. Он родился в семье военного. Как космонавту, наверное. У меня сейчас отличная жизнь.
«Он открытый, общительный, мы постоянно поддерживаем связь. После месяца комы и реабилитации мозг и организм привыкнут друг к другу», — объяснил Спиридонов. Однако, по его словам, такая мутация является врождённой и неизлечимой. А тело человека, который совершил какое-то очень страшное преступление… вдруг оно дурно повлияет на новую голову? Но, например, еще сто лет назад никто и предположить не мог, что операции по пересадке почек станут рядовыми. По его словам, в работе нет никакой научной базы, а само описание этапов операции «по сути, мало что означает». «Чем больше задумываешься о проведении подобных операций, тем больше возникает вопросов о возможностях их выполнения, их целесообразности». Большинство из них говорят, что Канаверо игнорирует сложность повторного присоединения спинного мозга. Конечно, я должен иногда их благодарить материально. А в случае трансплантации все будет еще сложнее.
Между тем, духовные лидеры разных религий, комментируя этот необычный эксперимент, выразили мнение, что трансплантация головы у людей ставит серьезные биоэтические проблемы.
Даже если операция пройдет успешно, нет никакой гарантии, что со временем иммунная система не отвергнет чужеродный орган. На удивление, он уверен в успехе, а Валерий ему доверяет.
- Этот диагноз мне поставили примерно в год. Мама рассказывала — когда мне пора было начинать ходить, она заметила, что у меня начали слабеть сначала ноги — не мог даже встать, а потом и руки, — рассказывает Валерий (подробности).