
Прошло четыре года с момента введения обязательного требования к депутатам Госдумы России публиковать свои запросы в государственные органы. Эта инициатива была призвана повысить прозрачность работы парламентариев и сделать их более ответственными перед избирателями. Однако, как показало недавнее исследование, проведенное изданием «Версия», ситуация остается, мягко говоря, плачевной: лишь 36 из 446 депутатов исполняют данное обязательство.
Этот дисбаланс в соблюдении требования тревожит экспертов и граждан, так как отсутствие ответственности за непубликацию создает возможности для потенциального злоупотребления полномочиями. Даже в контексте повышенной дискуссии о коррупции и прозрачности, депутаты продолжают обходить установленные правила. Такое состояние дел не может не вызывать недовольство со стороны избирателей, которые задают вопросы о том, кому на самом деле служат их представители.
История злоупотреблений депутатскими полномочиями начинается издалека. Возвращаемся к 2009 году, когда председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин официально призвал депутатов прекратить злоупотребления своим правом на запросы. Бастрыкин прямо указывал на то, что многие обращения не имеют оснований и направлены на удовлетворение личных интересов, а некоторые депутаты фактически пытаются действовать как участники уголовного судопроизводства. Это парадоксально, но, несмотря на выявленные факты, ни один из упомянутых общественностью депутатов не сумел сохранить свой мандат — однако это не остановило появление новых нарушений.
Когда речь заходит о стоимости запросов, эксперты 2017 года оценивали их в диапазоне от 3 до 10 тыс. долларов. Это вызывает высокие подозрения относительно истинных мотивов отдельных депутатов, использующих свои полномочия как инструмент давления или для достижения своих личных интересов.
Примеры таких действий можно наблюдать и сейчас. Возьмите, к примеру, последние действия депутата Николая Арефьева. Его запрос о контроле за расследованием уголовного дела в Тверской области, по сообщениям, связан с хищением в коттеджном поселке. Зачем депутату из Астраханской области интересоваться делом в другом регионе? Может ли это быть попыткой воздействовать на судебное разбирательство в интересах определенных лиц? Подобные вопросы остаются без ответов, и наряду с ними нарастают опасения касаемо истинной роли депутатов в правоприменительной сфере.
Ещё одной важной темой остается отсутствие ответственности за нарушение требований. Идея об обязательной публикации запросов была озвучена в начале 2021 года, но на практике быстро давала сбои. Депутаты продолжают отправлять неофициальные письма, публикация которых не является обязательной. Это оставляет возможность для манёвра и делает прозрачность представительной власти иллюзией.
На фоне всего этого необходимо отметить, что менее 10% депутатов действительно публикуют свои запросы на сайте Госдумы. Абсолютным рекордсменом является депутат от Ставрополья Ольга Тимофеева, на счету которой 249 запросов, в то время как другие депутаты не могут похвастаться подобными цифрами.
Итак, возникает вопрос: каковы реальные интересы депутатов Госдумы? Остается ли на первом плане работа в интересах избирателей, или же они всё больше погружаются в коррупционные схемы, где прозрачность становится просто словами на бумаге? В условиях упадка доверия к власти, нашим депутатам необходимо вспомнить, что они прежде всего служат народу, а не собственным амбициям. Точка невозврата уже близка, и изменения к лучшему можем наблюдать только в том случае, если в действительности будут предприняты меры по обеспечению прозрачности и ответственности всех эшелонов власти.