Вели́кая пя́тница (также Великий Пяток, Страстна́я пя́тница) — пятница Страстной недели, которая предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года.
Когда Иисус был предан Иудой, он был заключен под стражу и предстал перед прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, которому были переданы показания нанятых жрецами свидетелей, уличавших Христа в бунте и подстрекательстве. Судьба Христа была решена. У ворот зала суда бесновалась толпа, также нанятая жрецами, требуя крови Иисуса. Хотя Пилат не усмотрел в действиях молодого проповедника никакой вины, вердикт, вынесенный им, гласил: смерть путем распятия на кресте. По преданию, Пилат очистил свою совесть тем, что вымыл руки после вынесения несправедливого приговора.
В сопровождении толпы солдат и городских обывателей, насмехавшихся теперь над тем, кого они лишь пять дней назад превозносили как царя евреев, пронес Иисус тяжелый крест, на котором его должны были распять, на гору Голгофу. Здесь и состоялась казнь, после которой он был похоронен. Однако, согласно христианским верованиям, на третий день Христос воскрес, явился многим из своих учеников, обратившись к ним с последним напутствием относительно того, как им следует жить в дальнейшем и проповедовать его учение, а затем вознесся на небеса в своей телесной оболочке.
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.На утрени совершается чтение Двенадцати Евангелий - православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы, состоящее в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Во время богослужения верующие держат в руках зажженные свечи, которые символизируют величие Спасителя во время страданий и духовное бодрствование христиан.
Утром совершаются Царские (Великие) Часы с паремиями (ветхозаветными чтениями) из пророчеств, предвозвещающих страдания и искупительную смерть Спасителя.
Во второй половине дня, на вечерне, выносится плащаница (плат с изображением Христа, снятого с креста. По преданию в него было завернуто тело Христа Иосифом Аримафейским) и поётся особый канон «О распятии Господа». Плащаница находится в центре храма три неполных дня до начала воскресного пасхального богослужения, напоминая верующим трехдневное нахождение во гробе Иисуса Христа. В день Пасхи она вновь возвращается на Престол алтаря.
В богослужебных песнопениях также вспоминаются Страсти Христовы.
По благочестивой традиции верующие с вечера Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи до Пасхи.
В Великую пятницу пекли куличи и изготовляли пасхи (творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня).