Морской землесос "Архангельский" работает сегодня в дельте Северной Двины неподалёку от острова Мудьюг. Всю зиму пароход отдыхал, а лето для него -время генеральной уборки. Ежедневно со дна реки судно поднимает тонны грязи. За навигацию речное дно канала "Архангельский" углубляет больше чем на десять метров, и по такой безопасной морской дороге тяжёлые танкеры спокойно проходят в порт. "Архангельский" работает по принципу гигантского моющего пылесоса. Огромные железные руки он опускает в воду и собирает со дна мусор - ил, грязь и песок. И затем поднятый грунт поступает в трюм, который на пароходе служит своеобразным мешком для сбора пыли. Так за одну вахту - это двенадцать часов - трудолюбивое судно успевает заполнить трюм пять-шесть раз и вывезти мусор на морскую свалку. Специально отведённое место в нескольких километрах. Отличие от домашнего пылесоса только в том, что у морского вместо одной трубы две, и убирает он водные глубины. За чистотой "Архангельский" внимательно следит круглые сутки - канал ему достался, как говорят сами моряки, грязный - вредным течением сюда постоянно приносит ил и песок.
Сергей Ромаданов, матрос-рулевой:
-Есть промерочный катер со специальным оборудованием, он делает промеры, показывает где копать, а где не копать. Система позиционирования компьютерная, а также спутниковая система ГЛОНАСС.
Если машинное отделение - сердце корабля, то капитанская рубка - его мозг, отсюда судно получает сигналы и послушно их выполняет. И это несмотря на солидный для корабля возраст - 35 лет. За этот срок "Архангельский" как и полагается настоящему моряку пережил не один шторм.
Александр Шумилов, старший помощник капитана:
-Каждый год ремонтируем, каждый год обновляем, иногда модернизируем. Поддерживаем в рабочем состоянии, стараемся. Оно раньше это судно работало на Дальнем Востоке, в Индонезии, на Чёрном море.
За навигацию через гигантский пылесос пройдёт полтора миллиона кубометров грунта и помогать ему будет ещё одно судно-уборщик.
Александр Кистанов, начальник отдела дноуглубительных и промерных работ архангельского филиала Росморпорта:
-На этот год выделено из бюджета в районе 230 миллионов, будет потрачено на дноуглубление денежных средств Росморпорта. В прошлом году, работая одним землесосом, было около 120 миллионов затрачено.
Уборка судоходного канала продлится до глубокой осени. И пока моряки радуются погоде. В октябре в акватории Двины сильные шторма.