Зачастую в нашем представлении образ человека, рассказывающего былины, связан с рядом атрибутов: гуслями, стилизованной русской рубахой и торжественным тоном артиста, вещающего о подвигах богатырей. Оказывается, навязанный современностью стиль, далёк от истинной народной культуры. Об этом и многом другом мне рассказал фольклорист Александр МАТОЧКИН, занимающийся возрождением истинного сказительства, которое появилось в Древней Руси и до сравнительно недавнего времени сохранялось в крестьянском быту.
Александр Александрович с 2013 года активно занимается просветительской деятельностью в области древней культуры и сказительства. Его знакомство с этой сферой началось ещё в студенческие годы, когда душа любознательного молодого человека тянулась к неизведанному прошлому, тому, что затерялось в веках.
— Человеку всегда нужно познавать неизведанное, — отмечает сказитель, — а самое неизведанное это то, чего ещё нет, или то, чего уже нет. И вот того, что было значимо для русской культуры прошлого, я не находил в окружающей меня действительности, поэтому и решил этим заниматься. А, как известно, чем больше делаешь, тем больше остаётся. Изначальное внимание к родному прошлому вызвало интерес к старинному языку, а потом уже появилась увлечённость былинами.
География исследований Александра МАТОЧКИНА расширяется с каждым годом. Этой зимой он решил побывать в неизведанном для себя Ненецком округе. По словам Александра, посещать новые места для него уже стало привычкой, тем более, что везде есть добрые люди, с которыми он всегда готов пообщаться. В НАО сказитель посетил не только столицу региона, но также Оксино и Тельвиску, где встретился со старожилами и посказывал для местных жителей.
— За неделю, которую я провёл у вас, успел пообщаться с 25 пожилыми людьми, — рассказывает Александр. — И, конечно, далеко не каждый из них поделился со мной воспоминаниями о своих предках-сказителях. Я просто люблю разговаривать с представителями старшего поколения, они рассказывают мне о прожитой жизни, и вся услышанная информация так или иначе прорастёт в моем творчестве — в словесных оборотах, настроениях, оценке событий.
Сейчас сказитель знает около 30 былинных сюжетов, но перед ним стоит цель освоить все сказания, дошедшие до нас из старины, а таких по всей России можно насчитать около 70. По словам Александра МАТОЧКИНА, былина — это особый мир, параллельный обыденной реальности. Сказания о великих боях, пирах, богатырях — сказочный микрокосмос, позволявший крестьянам во время рутинной работы отвлечься от бесконечных жизненных печалей и погрузиться в атмосферу чуда.
— Хочется отметить, что былины до сих пор актуальны. Люди в суматохе дней, стремясь заработать денег, построить карьеру, поднять детей, забывают жить, — объясняет Александр, — каждому полезно время от времени выпадать из потока суеты, постоянных забот, и былины в этом очень помогают.
В ходе беседы я также узнала, что былины не пелись под гусли, и даже упоминаний о такой форме бытования эпоса от самих русских сказителей записано не было. Ста́рины исполнялись напевом, который от сказителя к сказителю мог меняться. О том, каким именно должен быть тот или иной мотив былины, Александр МАТОЧКИН узнаёт из аудиозаписей, некоторые из которых были сделаны в конце XIX века.
— Ведь передо мной стоит задача возродить сказительство в том виде, в котором оно реально существовало, а не привнести в эту область свои домыслы, — объясняет Александр, — поэтому в своей работе я опираюсь только на авторитетные научные издания и задокументированные звукозаписи, передающие настоящее звучание русского эпоса.
Тут Александр Александрович перешёл от слов к делу и начал готовиться к вечеру сказительства, организованного в помещении для встреч при часовне Поморской общины. Перед началом своего выступления рассказчик подготовил слушателей к тому, что их ожидало, дал небольшую историческую справку и начал сказывать былину «Бой Добрыни с Дунаем». Стараясь не утомить слушателей, Александр МАТОЧКИН иногда прерывал своё повествование, узнавал у собравшихся смогли ли они уследить за сюжетной линией. Внимание гостей вечера было приковано к сказителю, который, поменяв распев, продолжил рассказ. Во время общения со слушателями, Александр отметил, что былины он наизусть не заучивает. Весь секрет его ремесла заключается в знании сказительского языка, особых словесных оборотов и былинных сюжетов. Пока сказитель допевает одну строчку ста́рины, в голове рождается следующая, и так появляется на свет настоящая былина. Гости вечера были заворожены талантом Александра, о чём не переставали перешёптываться во время его выступления. По ходу повествования оказалось, что некоторые обороты и даже целые части былин встречаются в народных песнях Русского Севера, которые сказитель с удовольствием исполнил вместе с участницами хора «Родные напевы», пришедшими слушать старины. Этим и завершился вечер сказительства в Нарьян-Маре. Но слушатели не торопились расходиться, стараясь узнать у Александра больше подробностей о его делании и путешествиях по России.
Сказитель выразил надежду, что побывал в Ненецком округе не в последний раз, отметив, что за неделю, проведённую здесь, он успел лишь познакомиться с Нижнепечорьем, но для более плодотворной работы здесь ему нужно провести куда больше времени.
Анна СТУКАЛЮК