Проект по созданию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO занимает в среднем от 8 до 16 месяцев. Руководствоваться при этом необходимо стандартом ISO 9001:2000. Однако в нем определено, что именно нужно реализовать, но не указано, каким образом это должно быть сделано. То есть стандарт позволяет предприятию самостоятельно выбрать наиболее приемлемый способ выполнения установленных требований. С одной стороны, это хорошо, так как система выстраивается с учетом особенностей конкретной организации. С другой – требования стандарта слишком общие. Это не позволяет организации разобраться в них самостоятельно, и необходимо привлекать консультантов, квалификация которых, как известно, бывает разной. Профессиональный консультант помогает создать систему в соответствии с целями и задачами предприятия, спецификой его внешнего окружения и внутренними особенностями деятельности.
В результате создания системы менеджмента качества предприятие получает управленческую подсистему, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующий основные аспекты деятельности (особенно те процессы, которые существенно влияют на качество производимой продукции или услуг).
Этапы внедрения
Этап 1. Анализ системы качества, сложившейся на предприятии. Чтобы определить, сколько времени и ресурсов необходимо для разработки системы менеджмента качества в соответствии с требованиями, я рекомендую провести оценочный аудит действующей системы качества. На основе полученной оценки составляется план, который включает цели, перечень работ, календарный план-график разработки документов и внедрения системы. В этом плане следует также четко распределить ответственность.
Этап 2. Обучение менеджмента. Успех внедрения системы во многом зависит от квалификации руководителей и специалистов в вопросах менеджмента качества. Поэтому компания, в которой внедряется система качества, должна уделять особое внимание обучению менеджеров и сотрудников.
Этап 3. Проектирование системы. На этом этапе следует описать процессы («как должно быть»), разработать необходимые документы, проанализировать их на предмет соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, а также другим внутренним и внешним требованиям. Объем документации зависит от размера организации, вида деятельности, сложности процессов и их взаимодействий, а также от компетентности персонала.
Этап 4. Внедрение системы. Когда необходимая документация разработана (приведена в соответствие), нужно переходить к внедрению. На этом этапе важно организовать деятельность сотрудников предприятия в соответствии с новыми требованиями, а также сформировать команду внутренних аудиторов и провести их обучение.
Этап 5. Консультационный аудит. На этой стадии необходимо проверить персонал и систему. В ходе аудита выясняют:
усвоили ли сотрудники принципы работы в условиях функционирования системы качества;
соответствует ли деятельность подразделений документированным процедурам и требованиям ISO 9001:2000.
Консультанты-аудиторы представляют предприятию рекомендации (план действий) по устранению недостатков, дают оценку степени готовности к проведению процедуры сертификации.
Этап 6. Процедура сертификации. Это заключительный этап, к нему предприятие может приступать, когда недочеты, выявленные в ходе аудита, устранены. Для этого руководство компании выбирает фирму, имеющую право проводить сертификационный аудит и выдавать сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.
В мире существует множество органов по сертификации, проводящих аудиты систем менеджмента качества, но среди них выделяют пятерку ведущих международных компаний:
Bureau Veritas Certification (ранее – BVQI; Великобритания);
Det Norske Veritas (DNV, Норвегия);
Lloyds Register Quality Assurance Ltd. (LRQA, Великобритания);
SGS (Швейцария);
TÜV Cert (Германия).
Эти организации аккредитованы для сертификации в большинстве развитых стран мира. Поэтому предприятия всего мира, в том числе и России, стремятся, чтобы сертификат соответствия ISO 9001 был выдан одним из этих пяти органов сертификации. В последние годы пятерку лидеров догоняют еще две компании – BSI (British Standards Institution) Group (Великобритания) и Moody International Group (США).
В России также существует национальная система сертификации ГОСТ Р, созданная в рамках Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России; сейчас это ведомство переименовано в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). В нее на добровольной основе входят российские органы по сертификации систем менеджмента качества, в том числе по ISO 9001. Однако сертификаты отечественной системы ГОСТ Р обладают меньшим авторитетом, так как признаются только на внутреннем рынке.
До проведения переговоров Вам целесообразно определить страну (страны), аккредитация в которой наиболее привлекательна для Вашей компании, а также заполнить требуемые анкетные формы.