Кто-то из сибаритов придумал «правило 4С» — cognac, cigar, coffee, chocolate. Коньяк, сигары, кофе и шоколад. Великолепное органолептическое сочетание, слов нет. Но для людей «продвинутого» возраста, особенно для тех, у кого есть проблемы с сердцем или с сосудами, оно неприемлемо. Кофеин кофе, теобромин какао и никотин табака — все эти алкалоиды влияют на сердце и сосуды, а вкупе с алкоголем, особенно с выдержанным в дубовых бочках, обогащенным дубильными веществами и танинами, суживающими сосуды, — представляют серьезную опасность. Но уж больно силен соблазн наслаждений, чтобы отказываться от такого волшебного сочетания. К тому же, люди, позволяющие себе подобные наслаждения, как правило, не подвержены алкогольным эксцессам, а наоборот, придерживаются умеренности.
Поэтому давайте попробуем рассмотреть, как «работает» основная пара в этом квартете — сигара и коньяк. Ведь кофе и шоколад в нем играют вторые и мимолетные роли. Кофе нужно пить горячим, иначе в нем пропадает смысл. Как известно, это маленькие чашечки. Шоколад тоже услаждает наши органы чувств, пока не смоется глотком кофе или коньяка. А сигара и коньяк — «долгоиграющие» и солирующие, если так можно сказать, участники ансамбля 4С.
Что для вас главное?
Для начала следует понять: что вы больше цените и чем больше хотите насладиться — коньяком или сигарой. Дело в том, что любой табак — пошлая дешевая сигарета, старомодный нюхательный табак, жевательный табак (о котором мы знаем лишь из книжек Марка Твена), курительная трубка и даже сигара, вершина табачного мастерства, — сильно изменяет нашу органолептику. Поэтому, если вы хотите оценить благородный алкоголь — сначала сделайте это без табака, до того, как вы раскурите сигару.
Вкус: сладкое, соленое, кислое, горькое
На языке у нас находятся рецепторы, отвечающие за 4 основные группы вкусов — сладкое, соленое, кислое и горькое. При курении страдают все рецепторы, но больше всего — те, что связаны с восприятием сладкого. Рецепторы, воспринимающие сладкое, находятся на кончике языка, и дым от любого курительного табака (сигареты, сигара, трубка) бьет именно в кончик языка, отбивая чувствительность у этой группы рецепторов. Другие тоже страдают, но в меньшей степени. Следовательно, во время курения мы меньше воспринимаем сладкое — значит, напитки должны быть более сладкими. Именно поэтому среди традиционных пар к сигаре — портвейн, сладкий херес и выдержанные напитки с относительно большим остаточным сахаром, такие как виски, ром, коньяк. Причем, если говорить о крепких напитках, — то это всегда напитки длительной выдержки; если коньяки — то, как правило, уровня выше VSOP – XO, Extra, Hors d’age; если виски — то подойдет далеко не каждый купажированный виски де-люкс (12 лет), да и не каждый солодовый. Такие напитки, выдержки 12 и более лет, содержат значительно больше сахаров, чем молодые напитки. При длительной выдержке происходит алкоголиз древесины, при котором спирт расщепляет длинноцепочечные углеводы (каким является древесина) до сахаров. Напитки длительной выдержки естественным образом набирают сахар — именно то, что нужно, когда чувствительность на сладкое у вас снижена. Курильщики сигар выбирают, во-первых, более сладкие напитки, а во-вторых — более интенсивные, экстрактивные и насыщенные. То есть более выдержанные.
Нос
О чувствительном эпителии носа и говорить не стоит — любой дым, а особенно табачный, с содержащимся в нем никотином, снижает чувствительность главного органа, отвечающего за наше наслаждение сложными и деликатными напитками — благородными выдержанными спиртами, коньяком, виски, ромом или текила Ольмека.
Личное
Курить я люблю. Вернее, лично я совершенно не табакозависим. Я это делаю редко, но стараюсь этим наслаждаться. Несмотря на то, что я являюсь вице-президентом Ассоциации трубочных клубов, я довольно редко курю трубки, а сигары — чуть чаще, но не чаще одного раза в неделю. Именно поэтому я настаиваю на следующем: если вы хотите насладиться благородным спиртным в паре с благородным табаком — сначала оцените спиртное. И лишь потом раскуривайте свою трубку или сигару.
Сигары
О коньяке КиНовцы знают все или почти все. Поэтому несколько слов о сигарах. Впервые европейцы увидели, как употребляют табак в октябре 1492 года, когда первая экспедиция Колумба достигла берегов Америки. Аборигены «пили дым из листьев, завернутых в такие же листья», было записано в дневниках экспедиции.
Принципиальных изменений за 500 лет с сигарой не произошло — хорошая сигара делается вручную из цельных листьев табака, обернутых в цельный лист. Такие сигары имеют указание на упаковке — long filler, hand made («длинный лист», «сделано вручную»). Но нюансов за эти пятьсот лет возникло множество, особенно в последний век. Почвоведы определили лучшие земли для выращивания табака, выделили сорта табака для сигар и сигарет, были отточены технологии выдерживания и ферментации табаков и, наконец, скручивания сигар.
Сигарные табаки выращиваются в Латинской Америке — на Кубе, в Доминикане, Никарагуа, Гондурасе, Мексике, на севере Бразилии. Также сигарные табаки выращиваются в Африке, Индонезии, на Филиппинах, в США и ряде других стран. В основном это страны, расположенные близко к экватору. Сигарный табак сродни винограду, а следовательно, вину и коньяку. Ведь почвы всюду разные, и растение питается минералами, содержащимися в земле, так же как и виноград. Поэтому вкус и аромат табаков с разных почв совершенно разный. К примеру, по цвету пепла можно определить, на каких почвах рос табак: белый пепел говорит о том, что почвы были известковые (как, например, в Коньяке), черный — что в почвах много железа.
Сигарный табак в отличие от сигаретного, который подсушивается горячим воздухом сразу после сбора, ферментируется минимум полгода. После этого он может выдерживаться по многу лет, например, в лучшие версии сигар Cohiba входят табаки, выдержанные 4 года. До сих пор можно встретить сигары, сделанные из так называемых «доэмбарговских» табаков — то есть собранных на Кубе до того, как США объявили Кубе торговое эмбарго. А это было в 1962 году. Следовательно, этим табакам уже по 45 лет. Многие ценители покупают сигары, но прежде чем курить их, выдерживают в своих хумидорах несколько лет. До сих пор на аукционах Sotheby’s иногда «всплывают» сигары, которые хранил сэр Уинстон Черчилль. За них платят огромные деньги, и, судя по отзывам ценителей, старые выдержанные сигары бывают великолепны.
Лучшими табаками мира традиционно считаются табаки Кубы, но в последние годы превосходные табаки научились выделывать в Никарагуа и Доминикане. Отличные табаки выращиваются в Бразилии, но там небольшие плантации. Табаки других стран Латинской Америки, как правило, уступают по качеству — вкусу и аромату — табакам этих четырех стран.