Авария газового оборудования в центре Москвы, вызвавшая пожары в 28 домах еще 16 ноября, привлекла внимание прессы и блогосферы к компании «Мосгаз». Предметами для обсуждения стали личность гендиректора – Гасана Гасангаджиева, занявшего этот пост еще при прежнем мэре Юрии Лужкове, методы его управления компанией, изношенные трубопроводы и поставки не соответствующего оборудования.
После масштабной аварии, испугавшей москвичей, журналистам и блоггерам удалось найти материалы отчета Контрольно-счетной палаты Москвы, по результатам проверки 2012 года. Эти материалы поставили под сомнение правомерность и эффективность использования газовиками бюджетных средств.
Издание «Московский монитор» привело целый ряд свидетельств. Часть из них говорит о том, что акционирование «Мосгаза», которое провел Гасан Гасангаджиев, было ошибкой. Указывают и на странную финансовую деятельность компании: обоснование миллиардных закупок и расходов в течение нескольких лет проводилось задним числом, по непонятным схемам приобретались автомобили Audi и т.п.
В том же 2012 году московское управление ФАС России наложило штраф на ГУП «Мосгаз» за навязывание ЖСК невыгодных условий договора и экономически необоснованных тарифов. Тогда же Минприроды судилось с «Мосгазом» из-за ущерба, который организация нанесла парку «Лосиный остров».
Вскрылись и данные, которые могут иметь прямое отношение к аварии. Так, рабочая группа КСП Москвы при проверке выяснила, что «Мосгаз» закупал и устанавливал не то оборудование, которое предписывало постановление Правительства Москвы. «Московский монитор» цитирует блог телеведущего Андрея Прончика, где он задает резонный вопрос: «Надо полагать, китайские клапаны, поставленные на подстанциях пару лет назад, начало срывать?». Приводит издание и мнение экспертов, которые уже успели высказаться по поводу аварии в СМИ. Так, неназванный высокопоставленный энергетик на страницах «Комсомольской правды» прямо обвинял «Мосгаз»: «Причем разом сломалось два узла: регулятор и клапан. Случай неслыханный, за последние лет 20 такого в столице не бывало. И тут надо разбираться - либо «Мосгаз» использовал бракованные детали, либо рабочие схалтурили. Исправность регулятора и клапана должны проверять три-четыре раза в год». А бывший директор «Мосгаза» Владимир Удовенко в интервью «Известиям» назвал безопасность столичной системы газораспределения «нулевой».
Возможно, только то, что авария, по счастливому стечению обстоятельств, обошлась без жертв (большинство людей было на работе), объясняет толерантное отношение нынешних московских властей к Гасану Гасангаджиеву. В блогах, тем не менее, все чаще звучат призывы разобраться, кто виноват в произошедшем и как сделать так, чтобы повторение техногенной катастрофы стало невозможным. Да и жителям российскох регионов стоило бы обратить внимание: кто управляет опасным газовым хозяйством и хорошо ли он это делает.