В русском языке существует выразительное слово «забегаловка», которое отличает кафе быстрого питания от полноценного ресторана. В «забегаловку» мы заходим «на скорую руку», и в такое место мы часто можем прийти в шортах. Однако, когда мы идем в ресторан на особое или важное для нас мероприятие, мы хотим выглядеть соответствующе и привлекательно. В 90-х годах, когда McDonald's пришел в Россию, он не смог обмануть никого, несмотря на то что назывался «рестораном». Мы всегда тонко чувствуем эту разницу. Это неудивительно, так как в нашей стране культура застолья всегда имела важное значение и особо ценилась.
Как сообщает сайт «РИАМО», одним из первых российских царей, обращавших внимание на этикет, был Петр Первый. Он открыл для нас Европу не только в переносном смысле, но и в прямом, и внедрил «заморские» обычаи, включая манеры. Конечно, в XXI веке появилось много мест, где можно перекусить, не придерживаясь правил этикета, но у нас есть глубокое понимание того, что если ты присутствуешь на особом мероприятии, если происходит что-то статусное и ценное, ты хочешь выглядеть соответствующе.
Слово «этикет» появилось в галантном веке при Людовике XIV. На приемах при его дворе приближенным раздавали карточки (буквально — этикетки) с указаниями, как гости должны вести себя за столом, что носить, как держаться. Отсюда и пошло название. Традиции же перекочевали в Россию во времена Екатерины Второй, которая и сама написала ряд «этикеток» в свойственной ей саркастичной манере («Дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут те в руки, то по забывчивости в карманы не класть»).
Проще говоря, рестораны вернулись к дресс-коду, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов. Они создают атмосферу праздника, подчеркивают важность момента и обеспечивают наличие аналогичной публики в зале. Например, в известном ресторане Центрального дома литераторов всегда действует строгий дресс-код. Ресторан Cicada в Лос-Анджелесе, известный своей элегантностью, входит в национальный список исторических мест уже более столетия, а также служил местом съемок в таких фильмах, как «Брюс Всемогущий», «Красотка», «Мистер и миссис Смит» и других. Конечно же, в таких заведениях не допускают вход в джинсах или шортах. Построенный в 1893 году парижский ресторан Maxim's по-прежнему является образцом высокой французской гастрономии и привлекает знаменитостей, которые любят демонстрировать свои лучшие дизайнерские наряды.
Однако не обязательно быть рестораном с вековой историей, чтобы разделять ценности элегантного подхода: инновационный премиальный ресторан «Стрельна» в Екатериновке также придает большое значение дресс-коду. Во-первых, по историческим фактам воссоздан дворец Петра Первого, а это, в свою очередь, возвращает высокие стандарты императора в каждое застолье. Во-вторых, концепция ресторана предполагает выбор высокого стиля во всем.
«Наш ресторан изначально создавался как место притяжения для людей с изысканным вкусом, для ценителей особого подхода к приему гостей, где высокая кухня, изысканный интерьер и безупречное обслуживание сливаются воедино», - говорит арт-директор «Стрельны», Оксана Коробова. «Мы продумывали каждую деталь образа будущего ресторана, его атмосферу, чтобы каждый, переступая порог, сразу ощущал, что попал в ресторан с большой буквы, на особый случай. Все, что открывается за этими дверями, должно быть безупречным, таким же, как и сам особняк, который справедливо называют жемчужиной на берегу Волги».
В таких ресторанах, как «Стрельна» в Екатериновке, все продумано до мельчайших деталей. Поэтому, отмечая юбилей или делая предложение руки и сердца, вы окажетесь в месте, где смешивается безупречный антураж, приятное светское общество и глубокое уважение и предусмотрительность как со стороны персонала, так и других гостей. И если для достижения необходимого уровня нужно заботиться о дресс-коде, то это станет еще одним удовольствием, которое приносит только положительные эмоции. Ведь наряжаться перед приятным вечером — это еще одно самостоятельное удовольствие.
Фото предоставлены пресс-службой поселка Екатериновка.