Поскольку лучше самого Бориса Борисовича про альбом не расскажешь (да к тому же фанаты и знатоки его творчества выдали уже километры сравнений и интерпретаций), попробуем взглянуть на Архангельск предельно просто и, что особенно важно, со стороны. Невооруженным взглядом видно, что последние альбомы Аквариума, начиная с «Беспечного русского бродяги» (2006) получаются сильными — как по меркам БГ, так и объективно.
Связано ли это с определенным возрастом, достигнув которого каждый настоящий рок-патриарх испытывает чудесный прилив сил, то ли со средой, которая вокруг них, наоборот, мельчает, или же с усиливающейся сейсмической активностью, которую каждый глубокий артист вольно или невольно замеряет — бог знает. В принципе, на «Архангельске» все как всегда: блаженная акустика с ирландским душком, парочка крайне приблизительных регги («Красная река», «Огонь Вавилона»), неизбежная доля фирменного поэтического словоблудия, блистательные строчки и двоящиеся смыслы, дающие возможность любых толкований. Но акустический, дымком вьющийся состав альбомного поезда ведет за собой лязгающий гусеницами и шипами бронетанковый локомотив заглавного, чуть ли не индустриального, трека. Точная констатация текущего перегона и направления, куда вместе с поездом «Аквариума» едем и мы с вами. «Назад в Архангельск» — не только одна из самых тяжелых и злых песен Гребенщикова, но и, вообще, самый крутой трек этого года, подытожил Андрей Бухарин. Сам же Борис Борисович, отмечая пятилетие со дня записи альбома, адресует почитателей своего творчества к интервью, которое он дал в 2011 году ВВС. - http://www.bbc.com/russian/radio/2011/09/110923_bg_archangel.shtml