Член верхней палаты парламента от Архангельской области Константин Добрынин и ещё 25 сенаторов внесли в Госдуму альтернативный антинацистский закон. Сенат предлагает расширить понятие «экстремистская деятельность», включив в него реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников, а также принять отдельный закон о запрете реабилитации нацизма.
Соответствующие законопроекты внесены сегодня в Госдуму, их авторами выступили 26 российских сенаторов, в том числе зампредседателя верхней палаты Ильяс Умаханов, глава комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и его заместитель Константин Добрынин, глава комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов, экс-председатель Совета Федерации Егор Строев и Артур Чилингаров.
Документ направлен на усиление и конкретизацию уголовной ответственности за попытки реабилитации нацизма. В нем даются определения терминам «реабилитация нацизма» и «героизация нацистских преступников и их пособников», а эта деятельность приравнивается к экстремисткой.
Как отмечается в пояснительной записке, принятие предлагаемых изменений «позволит использовать правовые механизмы противодействия экстремизму для борьбы с реабилитацией нацизма, героизацией нацистских преступников и их пособников, как с одним из элементов экстремистской деятельности».
В развитие думского законопроекта
— Это законодательное предложение является альтернативным вариантом законопроекта Ирины Яровой о тюремных сроках до 5 лет за оправдание нацизма, – пояснил один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета СФ по конституционному праву и государственному строительству Константин Добрынин. – В отличие от депутатов сенаторы дают исключительно точные определения того, что на самом деле является нацизмом, а что же является его реабилитацией.
Сенатор также подчеркнул, что ужесточение ответственности в этом случае происходит за счет расширения понятия «экстремисткая деятельность» без внесения точечных изменений в Уголовный кодекс.
— Иными словами, реабилитация нацизма приравнивается к экстремистской деятельности со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе с уже существующим уголовным наказанием за такого рода деяния, – уточнил Константин Добрынин.
По его мнению, аналогичное предложение думских коллег выглядит несколько странным.
— Не определив понятие нацизма и прямо не запретив его социально-политическую практику, они решили ограничиться отдельными поправками в Уголовный кодекс РФ, предложив под реабилитацией нацизма считать, например, отрицание фактов установленных приговором международного военного трибунала, – недоумевает Константин Добрынин. – Но это бессмысленно, так как приговор никто не отменял и не отменит, а оценочные суждения частных лиц в отношении него могут быть любыми, и это никак не влияет на действующий приговор и, тем более, никак не являются реабилитацией нацизма.
Закон должен быть подробным и скучным, как юридический акт
Еще одно отличие сенатского законопроекта, по словам Добрынина, заключается в том, что не надо законодательно выдавать индульгенцию советскому тоталитаризму из-за того, что он противостоял тоталитаризму германскому.
— Преступления были с обеих сторон. Просто они разные были, и наша страна нацизм никогда не исповедовала, а напротив, его победила, – добавил Добрынин.
В настоящее время Госдумой в первом чтении уже принят законопроект о тюремных сроках до 5 лет за оправдание нацизма, разработанный главой комитета по безопасности Ириной Яровой.
Сенатор отметил:
«Антинацистское законодательство не терпит суеты и не должно напоминать лоскутное одеяло. Мы против того, чтобы превращать данный вопрос в предпразничный пиар. В законе не должно быть громких фраз и непонятных дефиниций. Он должен быть подробным и скучным, и больше походить на юридический акт, а не на яркое заявление. Иначе можно подорвать доверие и к закону, и непосредственно к явлению, которому он посвящен. Профанировать эту тему опасно и преступно».
Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области